Цветочные модули и садовая керамика | Дача. Что и как можно построить? | Дача. Что и как можно построить?

Главное меню

Цветочные модули и садовая керамика

Цветочными модулями называются специальные устройства, которые предназначены для высаживания обильно цветущих и ярких по окраске цветочных растений. Они могут быть различной формы: узкие и длинные, низкие и высокие, квадратные и круглые, шестигранные и других геометрических форм. Материал для изготовления: дерево, керамика, белый бетон, каменные блоки, пластмасса и т. д.

В настоящее время больше всего распространены цветочные модули из цемента с гладкой или рельефной поверхностью внешних стенок белого или нескольких цветов с добавлением в цемент гранитной или мраморной крошки, гальки или клинкера. Модули делают переносными.

Для стационарных модулей-цветочниц применяют облицовочный кирпич или природный камень в виде плиток с гладкой или «рваной » поверхностью.

Цветочные модули можно ставить на любую твердую поверхность, создавая любые по размеру и ассортименту растений сады и убирая их по мере надобности. Чтобы подземная часть цветочных растений не загнивала, в днище цветочницы делают сливное отверстие, а на днище укладывают дренажный слой крупнозернистого песка толщиной 5–7 см.

Модули удобны именно тем, что позволяют менять композицию без особых затрат времени и труда. В условиях сада или парка в качестве цветочниц можно использовать самые разнообразные предметы – от старых колес и покрышек, бочек, корыт до специально устроенных сооружений в виде срубов, выдолбленных стволов, пней, грибов-трутовиков. Если сад большой, в нем должны быть урны для мусора.


Урны должны быть малозаметными и небольшими: высотой до 80 см при ширине не более 50 см и состоять из двух частей: оболочки и вынимаемого мусоросборника.

Оболочку изготовляют из бетона с простой или орнаментной поверхностью, дерева, металла, асбестоцемента, керамики, дюралюминия и т. д.

Мусоросборник выполняют из нержавеющего металла в виде контейнера, имеющего форму оболочки, с приспособлением для извлечения его из оболочки.

Расставляют урны по кромкам дорожек и площадок на расстоянии не менее 0,8 м от скамей. Окрашивают в нейтральные цвета, хорошо сочетающиеся с зелеными насаждениями.


Декоративная садовая керамика – особый вид садово-паркового оформления. Отличается своими декоративными качествами, является самостоятельным элементом садово-паркового искусства.

Керамика должна соответствовать только парковой среде и иметь более крупные и массивные формы, чем керамика для интерьера.

Скульптурные керамические композиции, вазы, чаши, кувшины, горшки красно-охристого цвета великолепно смотрятся на зеленом фоне растительности, на невысоких каменных подпорных и декоративных стенках, возле цветников, на плиточных площадках и возле небольших бассейнов (). В парковой среде декоративную керамику нужно расставлять неспеша, заботясь о простоте и исключая перегрузки – лучше всего группами в два-три предмета, сочетая высокие с низкими, округлые с плоскими.


Цветочные модули и садовая керамика

Садовые вазы для цветов


Сегодня садовые емкости для цветов, урны, навершия для столбов, ограды и прочие декоративные элементы можно приобрести. Они, как правило, изготовлены из пластика, керамики или бетона.

Но их можно сделать и самим. Для этого не требуется никаких особых материалов или инструментов. Все эти изделия, которые так украшают ландшафт, можно отлить из бетона, гипса или бетоносодержащих смесей (что предпочтительнее, поскольку они более пластичны, чем бетон, и более долговечны и прочны, чем гипс, к тому же они быстрее схватываются).

Изготовление сложных высокохудожественных элементов отделки производится вручную. Некоторые элементы отливаются отдельно, затем дорабатываются ручным инструментом и крепятся на предназначенное для них место.

Сначала изготовляют модель или приобретают образец изделия из другого материала (но лучше из пластика). Модель делается в натуральную величину. Материалами служит глина или пластилин. С модели снимают черновую форму из гипса (глину или пластилин удаляют), и отливают оригинал модели. Черновая форма даст максимум две-три качественные отливки. Если необходимо большее количество, то с твердой модели делают чистовую форму (клеевую, из формопласта, кусковую гипсовую и пр.), после чего отливают само изделие из гипсового или цементного раствора.

Лучшие формы получаются из формопластов. Р¤ормопласты – материалы для изготовления форм, уникальные по своим свойствам. Они устойчивы к воздействию влаги, эластичны и долговечны, а по своей эффективности и экономичности превосходят клеевые или кусковые гипсовые более чем в сто раз. Р¤ормопласт имеет две марки: С и СМ. Р¤ормопласт марки СМ наиболее термостоек (температура плавления около 170 °С, а размягчение наступает при 110 °С). При отрицательных температурах становится хрупким. Р¤ормопластовые формы не требуют смазки и дополнительной обработки, выдерживают до 1000 отливок. Устойчивы к влаге, не разбухают, толщина их стенок от 1,5 до 3 см. В такой форме можно изготавливать изделия с максимально тонкими стенками – до 0,5 см.

Модель можно изготавливать не только из глины, пластилина, но и вырезать из гипса или дерева. После покрытия лаком она вполне пригодна для снятия с нее кусковых гипсовых, клеевых и прочих форм.

После того как изготовлены формы, можно приступать к отливке изделий, предварительно смазав стенки формы. Для смазывания применяется, например, смесь обыкновенной мыльной воды с машинным маслом, стеарина с керосином или машинным маслом и т. д. Р¤ормопластовые формы достаточно смачивать водой.

Для отливки надо приготовить раствор. Важно, чтобы он получился максимально однородным, поэтому сначала в посуду наливают воду, а потом тонкой струйкой засыпают гипс, цемент или сухую цементосодержащую смесь, тщательно перемешивая содержимое.

Надо иметь в виду, что при слишком густом растворе тонкие детали рельефа будут плохо наполняться, кроме того, схватываемость станет также неравномерной из-за неоднородности раствора по влажности. Недопустимо и длительное приготовление его, так как раствор теряет прочность. В гипс можно добавлять желатин(мездровый клей) как замедлитель схватывания раствора, который, кроме того, придает смеси повышенную прочность. Концентрация желатина в воде обычно составляет 25 %.

Часто изделия, особенно вазы, цветочницы и изделия сложной формы, нужно армировать. В этом случае отливку выполняют в два слоя. Для этого готовят две порции раствора одинаковой консистенции. Сначала заливают одну порцию, покрывая всю поверхность формы, затем помещают в раствор материал для армирования (проволоку, стеклоткань или заранее приготовленную сложной формы арматуру). Первый схватывающийся слой процарапывают для шероховатости и заливают второй слой.

В закрытых формах отливку производят так: покрывают смазкой, если она не из формопластов, укладывают в кожух и крепко связывают половинки, чтобы избежать их расстыковки и образования швов на отлитом изделии.

После этого готовят небольшую порцию раствора (примерно 1/3 объема формы), заливают им форму. Р¤орму вращают, чтобы раствор равномерно распределялся по ее внутренней поверхности, и быстро готовят вторую, более густую порцию раствора, повторяя процедуру.

Вариант отливки изделий, имеющих рельефную форму с обеих сторон, отличается тем, что форма состоит из двух половин. Сначала отливают одну половину, за ней – другую. Затем обе части формы скрепляют вместе, укладывают в кожух, который накрепко связывают, и производят отливку предыдущим способом.

Время схватывания гипса – 15–20 мин, быстрозатвердевающих смесей – примерно 2 ч. По истечении этого времени изделие осторожно вынимают из формы и в еще слегка влажном состоянии удаляют грубые дефекты: затирают швы, шпатлюют густым раствором небольшие раковины и неровности, отделывают мелкие декоративные элементы и оставляют для окончательной просушки.

Если изделие отливают из цемента, его можно извлекать из формы только через 7–8 ч. Доработка его более трудоемка.

Готовое изделие можно устанавливать на постоянное место, красить и высаживать в него цветы.


Зеленые вазы . Это специальные садово-парковые устройства из коврово-черенковых растений, которые являются примером создания необычного зеленого сооружения при регулярной планировке партеров и применяются при реставрации исторических парков и садов. Их художественная ценность зависит от качества предварительно приготовленного деревянного или металлического каркаса, удерживающего влагосохраняющий грунт (суглинок) и растительную землю, предохраняемую от размыва водой мелкой металлической или пластиковой сеткой.

В каждую ячейку сетки высаживают кустик коврово-черенкового растения методом мозаики. На одну вазу иногда расходуют 1–1,5 тысячи растений, которые подбирают по размеру, окраске, виду для создания задуманного рисунка. При создании необычной живой стенки зеленые вазы требуют постоянного и кропотливого труда.


Декоративные камни. Декоративные камни – природные камни, предназначенные для усиления выразительности ландшафта.

Если на участке есть валуны или остатки старых стен, не стоит торопиться их разбирать или удалять из сада: на их основе можно составить прекрасную композицию. Старый камень может стать основой для скальной композиции, а кусок кирпичной стены – декоративной стенкой для вьющихся растений.

Декоративные камни размещают группами и одиночно на изгибах дорожек, у водоемов, на открытых газонных полянах и откосах, у лестниц и парковых мостиков и т. п. Им придают естественный вид, слегка утапливая в грунт нижний ряд, давая возможность прорастать в промежутках между ними кустарнику и луговой цветущей траве. Камни должны быть крупными, высотой от 1 м и более, красивыми по сколу и одинакового вида. Округлые валуны можно использовать как одиночные вкрапления на фоне открытого луга или на поворотах небольших по ширине дорожек.

Одиночные резаные или грубо обработанные камни, иногда с орнаментом или символическими знаками, ставят на перекрестках дорожек, возле декоративной керамики.


Декоративная парковая скульптура. Садовая скульптура – классический вид декоративного искусства, традиционно используемого в садах: каменные статуи, бюсты и фонтаны веками украшали сады.

Назначение декоративной садово-парковой скульптуры – дополнять ландшафт и делать акценты, привлекая взгляд к отдельным фрагментам пейзажа.

Скульптуру можно не только заказать или купить в готовом виде, но и изготовить самостоятельно. Она может быть классической, но ее создание потребует художественных навыков. Не менее привлекательной альтернативой традиционной классике могут стать современные виды искусства, более уместные в частном саду. Без сомнения, скульптура может быть любительской, но современное искусство привнесло элемент дилетантизма и в скульптуру.

Скульптура из металла и проволоки снова в моде и хорошо смотрится под открытым небом.

Перечислить все стили и направления невозможно, но все же с точки зрения застройщика скульптура бывает большая и маленькая. Для первой нужен фундамент, для второй он не обязателен.

Есть и миниатюрная скульптура: фигурки почти прячутся в зелени или видны только из определенных точек. Это привносит элемент загадочности и неожиданности.

Из-за дерева, например, может высовываться маска сатира, а из старого дупла при свете заходящего солнца могут сверкнуть глаза.

На берегу водоема можно создать иллюзию русалочьего хвоста, который виден только из одной точки. Можно создать сад иллюзий, разместив зеркала или линзы в незаметных местах, которые будут эти иллюзии усиливать.

Но для настоящей, большой скульптуры нужен фундамент: для каменной или бетонной – из-за ее тяжести, для деревянной – чтобы предотвратить ее порчу. Скульптура состоит обычно из фундамента, пьедестала и самого скульптурного изображения.

Под фундамент роют котлован глубиной на 10–20 см ниже промерзания грунта, шириной на 25 см больше площади фундамента с каждой его стороны. Поверхность основания выравнивают бетонным раствором и в ней закрепляют несколько анкеров для будущей посадки пьедестала. Материал для солидных монументальных скульптур и пьедестала выбирают долговечный и прочный: гранит, бронзу, чугун, алюминий, красную листовую медь, офактуренный бетон и т. п.

Хорошим материалом может быть пемза, мягкий ракушечник или газосиликатные блоки, которые остались от строительства.

Садовую скульптуру из пенобетона собирают из деталей, которые потом склеивают в общую композицию. Детали обрабатывают зубилами, ножовками по металлу, молотками.

Хорошо смотрится парковая скульптура на фоне зеленых газонов, деревьев и кустарников, на пышном ковре цветущих растений.

Деревянная скульптура или скульптура небольших размеров не требует фундамента. Но если она располагается на земле, небольшое основание все же необходимо.

Делают такую небольшую скульптуру на газонах или подпорных стенках, в естественных условиях. Особенно хороша деревянная скульптура, создаваемая на усыхающих от старости деревьях или привезенных из других мест спиленных стволах, выполненная в стиле старинного русского фольклора.

Древесина – традиционный материал для садовой скульптуры. Образцы такой скульптуры часто встречаются в парках, на участках и детских площадках. Не обязательно быть резчиком по дереву, достаточно подобрать выразительные пни, коряги, обрезки стволов, причудливые корни. Нужно лишь увидеть образ, убрать все лишнее, при этом не пренебрегая возможностью приспособить скульптуру для какого-либо утилитарного использования. Это может быть садовая мебель, часть декоративной стенки или подставка для светильника и т. д. Готовую скульптуру зашкуривают и покрывают атмосферостойким лаком.

Устанавливают ее обычно на бетонное основание (с помощью штырей), тщательно изолируя древесину от бетона.